четверг, 26 июля 2007 г.

Согласованная Россия. Кому можно в депутаты, решают в Кремле.

Все партии, представленные в Думе, согласовывают кандидатов в новый ее состав в администрации президента. Процедура допуска до выборов серьезно осложнилась по сравнению с кампаниями 1999 и 2003 гг., а некоторые депутаты оказались под полным запретом, признаются партийцы.


Депутат Госдумы Владимир Рыжков рассказал “Ведомостям”, что сотрудники администрации президента потребовали к 31 мая предоставить им проекты предвыборных списков всех партий, прошедших процедуру перерегистрации, — в качестве “ответной любезности”. Отказались отправить в администрацию фамилии кандидатов в депутаты лишь коммунисты.

В КПРФ знают об этом требовании. И руководство партии тоже участвует в согласованиях, знает член КПРФ Анатолий Баранов, до недавнего времени руководивший сайтом КПРФ, но отстраненный по подозрению в троцкистском уклоне. Консультации начались еще весной, сразу после подведения итогов мартовских региональных выборов, когда “в Кремле начали расписывать состав будущей Думы”. Отдельно согласовываются проходные места, отдельно — первая тройка, уточняет Баранов.

Такого масштаба согласований никогда прежде не было, констатирует Рыжков: даже проправительственный блок “Наш дом — Россия” (Рыжков возглавлял его фракцию в Госдуме) на выборах 1995 г. персоналии не согласовал — как и блок “Отечество — Вся Россия” на выборах 2003 г. Рыжков говорит, что существует список политиков, которым запрещено членство в избирательных списках: он сам, Дмитрий Рогозин (его партии “Великая Россия” только что отказано в регистрации), депутат Госдумы Сергей Глазьев, лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов и Ирина Хакамада.

“Если бы Глазьев был в первой тройке "Справедливой России", [ее лидер Сергей] Миронов был бы счастлив, но его кандидатуру никто не согласует”, — подтверждает бывший руководитель идеологического совета “Родины” Михаил Делягин. Не устраивать массовых акций, не сотрудничать с “Другой Россией” и не включать в списки определенных политиков — обязательные условия, которые Кремль ставит перед всеми партиями, включая КПРФ, знает Делягин.

Запретов нет, но отдельные кандидатуры согласовываются в ходе консультаций, признается сотрудник администрации президента. Он осведомлен, например, как Глазьев попал под такой запрет: “В 2004 г. он решил, вопреки обещанию, баллотироваться в президенты, чем разочаровал президента: теперь все понимают, что его присутствие в списках нежелательно, и это мнение просто довели до Миронова, хотя напрямую никто никому ничего не запрещал”.

“[Замруководителя администрации] Владислав Сурков более либерален, чем те, кто ведет консультации, — уверяет Рогозин. — Он очень редко принимает решение, кому быть или не быть в списке: это может касаться людей, кто его когда-то подвел, таких единицы. Единого центра, который бы определял кандидатуры, нет, партбоссы консультируются с рядовыми сотрудниками администрации”.

Ведомости

Комментариев нет: